Материалы

Детское объединение "Керамика"

Детское объединение"Керамика"

Руководитель: 

Полыгалова Наталья Николаевна, Мельникова Татьяна Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа: "Керамическая игрушка"

Срок реализации программы: 5 лет

Возраст детей: 6-18 лет

Цель - создание условий для творческой самореализации и профессионального самоопределения обучающихся через формирование компетентностей в области художественной керамики и технологии ее производства.

Содержание программы структурируется по следующим разделам:

1. Народная игрушка

2. Рельефные изображения 

3. Сосуды и объемные формы

4.Сувениры из глины

5. Гипсомодельное дело

6.Гончарное искусство

7. История искусства и народных художественных промыслов, связанных с керамикой.     Программа состоит из трех блоков-этапов:  ознакомительный (1 год), основной (3 года), углубленный (2 года). Вновь прибывшие ребята, в зависимости от возраста и базовой подготовки, могут поступить сразу на второй  этап обучения. Для обучения к  третьему блоку программы могут быть приняты дети, прошедшие обучение основного блока программы, либо старшеклассники, желающие поступать  в СУЗы и ВУЗы на керамиста.

Содержание программы структурируется по следующим разделам:

1. Народная игрушка

2. Рельефные изображения 

3. Сосуды и объемные формы

4.Сувениры из глины

5. Гипсомодельное дело

6.Гончарное искусство

7. История искусства и народных художественных промыслов, связанных с керамикой.

Программа вариативна, т.е. педагог в зависимости от возникших потребностей (конкурсы, выставки, пожелания детей) может менять темы местами, вводить новые темы, видоизменять учебный материал и учебные задачи. 

Программа построена от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Теоретическая информация с каждым годом пополняется, повторяется и обобщается, тематика композиций расширяется. Этот прием многократного возвращения к пройденному материалу, его повторению и обобщению, дальнейшему усложнению заданий позволяет обучающимся возвращаться к любимым темам в новом качестве, с более развитыми навыками и умениями, выполнить задания, находясь с каждым разом на ступень выше. Это позволяет развить устойчивый интерес к предмету, когда обучающиеся видят свой творческий рост, наблюдая и сравнивая предыдущие работы с новыми. Также повышается мотивация к дальнейшему творческому росту.

             В процессе обучения также поэтапно вводится основная терминология производства керамики, сведения о последовательности технологических процессов, отраженные в таблицах и схемах, часть из которых приведена в приложении к данной программе. 

               Программа обеспечивает метапредметный подход - прослеживается связь с общеобразовательными предметами. Например, с такими, как история (изучение истории народных художественных промыслов, истории искусства), изобразительное искусство. Данная программа компенсирует отсутствие аналогичной в общеобразовательной школе, когда дети практически не занимаются лепкой (за исключением, возможно, уроков труда в начальной школе), однако занятия лепкой очень важны для развития мелкой моторики, развития высших психических функций ребенка - речи, памяти, воображения, мышления, восприятия. 

Программой подразумевается проведение познавательных игр, физкультпауз, физкультминуток, направленных как на повышение познавательного интереса к предмету, так и на сбережение здоровья ребенка (зрение, осанка, возрастная потребность в двигательной активности).

Прогнозируемый результат.

1. Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

• основные сведения из истории народных художественных промыслов (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская, особенности кунгурской керамики; 

• основные сведения из истории изобразительного искусства 

• методы изготовления и декорирования керамических изделий, 

• материалы и оборудование 

• разновидности керамики;

• основную технологическую цепочку изготовления керамики;

• термины и понятия керамического производства;

Обучающиеся будут уметь:

• изготавливать и декорировать керамические изделия с применением различных методов;

• применять весь спектр знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, при создании творческих композиций;

• самостоятельно работать с литературой, оформлять проекты;

• определять вид, жанр изобразительного искусства, народные художественные промыслы;

• свободно выражать свое мнение и оценку;

•  выступать перед публикой.

2. Личностные результаты

Обретение начальных знаний о профессии, определение своей дальнейшей образовательной траектории. Осмысление ценности знаний об изобразительном искусстве, мотивация к дальнейшему практическому освоению искусства керамики. Способность видеть и ценить красоту, стремление творить ее своими руками, вежливость и культура речи в общении со сверстниками, педагогами и другими взрослыми, взаимопомощь между членами объединения, трудолюбие, усердие, дисциплинированность.

3. Метапредметные результаты

Регулятивные: умение ставить перед собой творческие цели и задачи, способность планировать свою деятельность по их достижению. Умение в процессе работы над изделием контролировать и сопоставлять то, что получается с тем, что планировал получить с последующей коррекцией своих действий. Умение оценивать качество своей творческой работы. Стремление к достижению результата через проявление волевых усилий.

Познавательные: умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель, умение найти и собрать необходимую информацию (текстовую, иллюстративную) для выполнения творческого задания, способность к структурированию знаний, способность к построению речевых высказываний с использованием профессиональной терминологии, способность к самостоятельному созданию способов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. При работе над проектами и исследованиями умение применять логические УУД.

Коммуникативные: способность планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, умение сотрудничать в поиске информации, способность к разрешению конфликтов, умение управлять поведением партнера, умение выражать свои мысли в монологе, диалоге.