Материалы

Детское объединение "Юный натуралист"

Детское объединение  "Клуб исследователей "Эврика"

Руководитель: Сыпачева Наталья Николаевна

1. Дополнительная общеразвивающая программа: "Живая планета"

Срок реализации программы:  5 лет

Возраст детей: 6-15 лет

Цель:  создание условий для развития исследовательских, проектных и познавательных способностей учащихся в области естественнонаучной направленности.

  Актуальность данной программы состоит в том, что детям с ранних лет прививается любовь и бережное отношение к природе. Исследовательская и проектная деятельность является средством освоения окружающей действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления, умение ставить цели и задачи, планировать, доводить до желаемого результата и др. Эти требования актуальны для любого возраста учащихся. 

 Для обучающихся 1-2 года обучения (где предусматриваются разновозрастные группы) программа нацелена на познание правил и требований к содержанию и изучению животных, а также рассказывает о трудностях их содержания, об ответственности за жизнь питомцев, о правилах и приемах размножения, вскармливания, ухода за ними. Знакомятся с основами в области цветоводства, ботаники, ландшафтного и комнатного дизайна, аранжировки цветов. Учащиеся познают трудовые и исследовательские навыки.

На 3 году обучения дети знакомятся и исследуют экологические проблемы своего края и города. Образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но прежде всего формирование практических навыков, выход на природу, посещение экскурсии, «живые» выставки и другое. Выполнение практических заданий способствует развитию у детей творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию, экологическую этику.

На 4 году обучения учащиеся изучают проектную и исследовательскую деятельность, закладывают опыты и наблюдения,  выступают с результатами своей деятельности на конкурсах различного уровня. Программа включает проведение наблюдений за ростом и развитием цветочно-декоративных культур, постановку опытов на учебно-опытном участке, изучение способов и условий выращивания, размножения комнатных, садовых, овощных и др. культур и др.

С первого по четвертый год обучения дети занимаются в группах, при переходе на 5-ый год обучения дети проходят вступительные работы (тестирование), анкетирование (опрос), с целью проверки знаний (приложение 2,3), а также заинтересованности в изучении программного блока по исследовательской деятельности, с ведением индивидуальных образовательных маршрутов. После их прохождения, возможен переход на следующий год обучения, если обучающийся не справляется со вступительной работой, набрав при этом менее 3-х баллов, он остается на 4-ом году обучения.

На 5-ом году обучения программа предполагает использование индивидуальных образовательных маршрутов. Где каждый обучающий занимается исследовательской и проектной деятельностью различной направленности (агрономия, краеведение, экология, зоология, растениеводство). В начале учебного года организуется  вступительное тестирование по знаниям, учащиеся заполняют тест-опросник, а также анкету, с целью выявления интересующей направленности по программе (приложение 2,3). На основе полученных данных составляется индивидуальный маршрут, с планом-графиком работ на учебный год. Аттестационная работа заключается в защите исследовательских и проектных работ.

 Возрастной охват детей 6-15 лет. Младшие школьники (6-9 лет), средние и старшие школьники подростки (11-15 лет). Численный состав группы 7-10 человек, с обучающимися проходят учебные занятия и практические работы. На пятом году обучения ведется индивидуальная работа с учащимися. При проведении практических и опытнических работ предусмотрена работа по звеньям в составе до 3 человек. При составлении программы учтены все возрастные особенности обучающихся.

 

Сроки реализации программы 

 

Год обучения

Срок реализации (часов/год)

Недельная нагрузка (час)

Задачи обучения

1

64

2

Знакомство с миром животных, уход, размножение, изучение особенностей домашних и диких животных

2

128

4

Знакомство с цветочно-декоративными, овощными и др. растениями, уход, размножение, изучение особенностей и др

3

32

1

Изучение экологии родного Края

4

192

6

Изучение особенностей и правил составления проектных и исследовательских экологических работ, составление мини - проектной работы по выбранной теме

5

320

10

 Работа по индивидуальному образовательному маршруту.

Практические работы, составление исследовательских и проектных работ по выбранной теме, выступление на конкурсах и конференциях.

 

Планируемые результаты:

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

·        Самостоятельно вести наблюдения и уход за животными;

·        Правильно пользоваться инвентарем для ухода за животными;

·        Составлять рацион питания для животных, находящихся в живом уголке;

·        Подготавливать корма к скармливанию животным;

·        Производить дезинфекцию, клеток, аквариумов;

·        Правильно выбирать животное в зоомагазине;

·        Пользоваться ветеринарной аптечкой;

·        Правильно применять основные команды при дрессировке домашних животных;

·        Работать с литературой;

·        Самостоятельно вести наблюдения за животными;

·        Подготавливать корма к вскармливанию, заготавливать корм;

·        Определять породы различных домашних животных и принадлежность их к определенному виду;

По окончании первого года обучения дети должны знать:

·        Значение животных в жизни человека;

·        Определение науки о кошках;

·        Основные группы комнатных птиц, их содержание, кормление;

·        Основные виды грызунов, содержание, разведение;

·        Типы аквариумов, их приспособления, покупка рыб;

·        Основы воспитания и дрессировки животных;

·        Состав ветеринарной аптечки, профилактика заболеваний;

·        Правила личной гигиены и безопасности при уходе за животными;

·        Значение кролиководства для народного хозяйства;

·        Особенности строения и образа жизни кролика, его происхождение, правила кормления, содержания;

·        Особенности строения и образа жизни грызунов;

·        Особенности строения и образа жизни водных и сухопутных черепах;

·        Болезни и меры их предупреждения у животных.

По окончанию второго года обучения учащиеся должны знать:

-         Особенности изучаемых комнатных, однолетних и двулетних цветочно-декоративных растений; их русские названия, особенности их роста,  развития и размножения;

-   Основные принципы программы проектирования по ландшафтному дизайну;

- Основные правила ухода за комнатными и цветочно-декоративными растениями;

-         Особенности размножения и развития комнатных и цветочно-декоративных растений, правила ухода.

Учащиеся должны уметь;

-         применять знания о биологических особенностях растений на практике (при размещении, поливе, подкармливание растений и т. д.);

-         работать с литературой;

- Самостоятельно проводить несложные опыты с растениями.

-Владеть агротехническими приемами по выращиванию и уходу за растениями

Учащиеся после третьего года обучения  должны знать:-

-основные характеристики природы Пермского края:

-рельеф, климат, водные и растительные ресурсы края;

-местоположение и районы края, зональное ориентирование;

- почвенные ресурсы края;

-антропогенные воздействия на природу;

-виды химических загрязнений и др.

-определение качества окружающей среды на примере Пермского края

После третьего года обучения должны уметь:

-самостоятельно составлять характеристику природы района;

-проводить исследования по определению типов и качества почв;

-описывать водные и растительные зоны местности;

-заполнять и вести метеорологические наблюдения;

Учащиеся после четвертого года обучения  должны знать:-

-основные понятия научного исследования;

-основные методы исследования и проектирования;

-этапы составления и организации проектной и исследовательской работы;

-правила работы с литературой, интернет ресурсами;

-правила презентации и выступления при защите проектных работ;

-основные требования по работе с литературой и интернет ресурсами;

Учащиеся после четвертого года обучения  должны уметь:

-самостоятельно составлять типовой мини-проект по выбранной теме;

- самостоятельно подбирать материал для структуры исследовательской и проектной работы;

- оформлять учебно-исследовательскую и проектную работу;

- презентовать типовые работы конференциях и конкурсах;

-иметь четкое представление о структуре и технологии выполнения исследовательских работ, выполнять исследовательские и проектные работы по выбранным темам;

- выступать с исследовательскими и проектными работами

Учащиеся после пятого года обучения  должны знать:

-методологию выбранной темы;

-этапы и последовательность составления исследовательской работы по выбранной теме;

-различные приемы подачи информации на аудиторию;

-биологические и морфологические особенности изучаемых растений;

-правила работы с различными видами литературы;

Учащиеся после пятого года обучения  должны уметь:

-выступать на аудиторию с подачей информации;

-обсчитывать результаты опыта и формировать числовые данные в табличные, диаграммные, графические данные;

-оформлять и вести полевой дневник;

-закладывать полевые опыты в соответствии с методикой и схемой постановки опытов;