Материалы
Материалы
Руководитель: Сыпачева Наталья Николаевна
1. Дополнительная общеразвивающая программа: "Живая планета"
Срок реализации программы: 5 лет
Возраст детей: 6-15 лет
Цель: создание условий для развития исследовательских, проектных и познавательных способностей учащихся в области естественнонаучной направленности.
Актуальность данной программы состоит в том, что детям с ранних лет прививается любовь и бережное отношение к природе. Исследовательская и проектная деятельность является средством освоения окружающей действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления, умение ставить цели и задачи, планировать, доводить до желаемого результата и др. Эти требования актуальны для любого возраста учащихся.Для обучающихся 1-2 года обучения (где предусматриваются разновозрастные группы) программа нацелена на познание правил и требований к содержанию и изучению животных, а также рассказывает о трудностях их содержания, об ответственности за жизнь питомцев, о правилах и приемах размножения, вскармливания, ухода за ними. Знакомятся с основами в области цветоводства, ботаники, ландшафтного и комнатного дизайна, аранжировки цветов. Учащиеся познают трудовые и исследовательские навыки.
На 3 году обучения дети знакомятся и исследуют экологические проблемы своего края и города. Образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но прежде всего формирование практических навыков, выход на природу, посещение экскурсии, «живые» выставки и другое. Выполнение практических заданий способствует развитию у детей творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию, экологическую этику.
На 4 году обучения учащиеся изучают проектную и исследовательскую деятельность, закладывают опыты и наблюдения, выступают с результатами своей деятельности на конкурсах различного уровня. Программа включает проведение наблюдений за ростом и развитием цветочно-декоративных культур, постановку опытов на учебно-опытном участке, изучение способов и условий выращивания, размножения комнатных, садовых, овощных и др. культур и др.
С первого по четвертый год обучения дети занимаются в группах, при переходе на 5-ый год обучения дети проходят вступительные работы (тестирование), анкетирование (опрос), с целью проверки знаний (приложение 2,3), а также заинтересованности в изучении программного блока по исследовательской деятельности, с ведением индивидуальных образовательных маршрутов. После их прохождения, возможен переход на следующий год обучения, если обучающийся не справляется со вступительной работой, набрав при этом менее 3-х баллов, он остается на 4-ом году обучения.
На 5-ом году обучения программа предполагает использование индивидуальных образовательных маршрутов. Где каждый обучающий занимается исследовательской и проектной деятельностью различной направленности (агрономия, краеведение, экология, зоология, растениеводство). В начале учебного года организуется вступительное тестирование по знаниям, учащиеся заполняют тест-опросник, а также анкету, с целью выявления интересующей направленности по программе (приложение 2,3). На основе полученных данных составляется индивидуальный маршрут, с планом-графиком работ на учебный год. Аттестационная работа заключается в защите исследовательских и проектных работ.
Возрастной охват детей 6-15 лет. Младшие школьники (6-9 лет), средние и старшие школьники подростки (11-15 лет). Численный состав группы 7-10 человек, с обучающимися проходят учебные занятия и практические работы. На пятом году обучения ведется индивидуальная работа с учащимися. При проведении практических и опытнических работ предусмотрена работа по звеньям в составе до 3 человек. При составлении программы учтены все возрастные особенности обучающихся.
Сроки реализации программы
Год обучения |
Срок реализации (часов/год) |
Недельная нагрузка (час) |
Задачи обучения |
1 |
64 |
2 |
Знакомство с миром животных, уход, размножение, изучение особенностей домашних и диких животных |
2 |
128 |
4 |
Знакомство с цветочно-декоративными, овощными и др. растениями, уход, размножение, изучение особенностей и др |
3 |
32 |
1 |
Изучение экологии родного Края |
4 |
192 |
6 |
Изучение особенностей и правил составления проектных и исследовательских экологических работ, составление мини - проектной работы по выбранной теме |
5 |
320 |
10 |
Работа по индивидуальному образовательному маршруту. Практические работы, составление исследовательских и проектных работ по выбранной теме, выступление на конкурсах и конференциях. |
Планируемые результаты:
По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:
· Самостоятельно вести наблюдения и уход за животными;
· Правильно пользоваться инвентарем для ухода за животными;
· Составлять рацион питания для животных, находящихся в живом уголке;
· Подготавливать корма к скармливанию животным;
· Производить дезинфекцию, клеток, аквариумов;
· Правильно выбирать животное в зоомагазине;
· Пользоваться ветеринарной аптечкой;
· Правильно применять основные команды при дрессировке домашних животных;
· Работать с литературой;
· Самостоятельно вести наблюдения за животными;
· Подготавливать корма к вскармливанию, заготавливать корм;
· Определять породы различных домашних животных и принадлежность их к определенному виду;
По окончании первого года обучения дети должны знать:
· Значение животных в жизни человека;
· Определение науки о кошках;
· Основные группы комнатных птиц, их содержание, кормление;
· Основные виды грызунов, содержание, разведение;
· Типы аквариумов, их приспособления, покупка рыб;
· Основы воспитания и дрессировки животных;
· Состав ветеринарной аптечки, профилактика заболеваний;
· Правила личной гигиены и безопасности при уходе за животными;
· Значение кролиководства для народного хозяйства;
· Особенности строения и образа жизни кролика, его происхождение, правила кормления, содержания;
· Особенности строения и образа жизни грызунов;
· Особенности строения и образа жизни водных и сухопутных черепах;
· Болезни и меры их предупреждения у животных.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны знать:
- Особенности изучаемых комнатных, однолетних и двулетних цветочно-декоративных растений; их русские названия, особенности их роста, развития и размножения;
- Основные принципы программы проектирования по ландшафтному дизайну;
- Основные правила ухода за комнатными и цветочно-декоративными растениями;
- Особенности размножения и развития комнатных и цветочно-декоративных растений, правила ухода.
Учащиеся должны уметь;
- применять знания о биологических особенностях растений на практике (при размещении, поливе, подкармливание растений и т. д.);
- работать с литературой;
- Самостоятельно проводить несложные опыты с растениями.
-Владеть агротехническими приемами по выращиванию и уходу за растениями
Учащиеся после третьего года обучения должны знать:-
-основные характеристики природы Пермского края:
-рельеф, климат, водные и растительные ресурсы края;
-местоположение и районы края, зональное ориентирование;
- почвенные ресурсы края;
-антропогенные воздействия на природу;
-виды химических загрязнений и др.
-определение качества окружающей среды на примере Пермского края
После третьего года обучения должны уметь:
-самостоятельно составлять характеристику природы района;
-проводить исследования по определению типов и качества почв;
-описывать водные и растительные зоны местности;
-заполнять и вести метеорологические наблюдения;
Учащиеся после четвертого года обучения должны знать:-
-основные понятия научного исследования;
-основные методы исследования и проектирования;
-этапы составления и организации проектной и исследовательской работы;
-правила работы с литературой, интернет ресурсами;
-правила презентации и выступления при защите проектных работ;
-основные требования по работе с литературой и интернет ресурсами;
Учащиеся после четвертого года обучения должны уметь:
-самостоятельно составлять типовой мини-проект по выбранной теме;
- самостоятельно подбирать материал для структуры исследовательской и проектной работы;
- оформлять учебно-исследовательскую и проектную работу;
- презентовать типовые работы конференциях и конкурсах;
-иметь четкое представление о структуре и технологии выполнения исследовательских работ, выполнять исследовательские и проектные работы по выбранным темам;
- выступать с исследовательскими и проектными работами
Учащиеся после пятого года обучения должны знать:
-методологию выбранной темы;
-этапы и последовательность составления исследовательской работы по выбранной теме;
-различные приемы подачи информации на аудиторию;
-биологические и морфологические особенности изучаемых растений;
-правила работы с различными видами литературы;
Учащиеся после пятого года обучения должны уметь:
-выступать на аудиторию с подачей информации;
-обсчитывать результаты опыта и формировать числовые данные в табличные, диаграммные, графические данные;
-оформлять и вести полевой дневник;
-закладывать полевые опыты в соответствии с методикой и схемой постановки опытов;