Материалы
Материалы
Руководитель: Ожгибесова Елена Николаевна
Дополнительная общеразвивающая программа: "Школа юного лидера"
Срок реализации программы: 5 лет
Возраст детей: 12-17 лет
Цель: развитие личности подростка, способного к самоопределению и самовыражению через включение его в разнообразную содержательную и коллективную деятельность, овладение лидерскими социально значимыми качествами.
Программа «Школа Юного лидера» по целевой направленности социально-гуманитарная, призвана решить в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи и нацелена на создание объединения обучающихся сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации. В настоящее время выявлены наиболее приоритетные и необходимые стороны современного подростка, направленности его личности. Ими являются:
· позитивная направленность подростка на свой личностный рост и получение новых знаний, умений и навыков.
· направленность подростка на усвоение опыта человечества и овладение современными технологиями (производственными, информационными, коммуникативными).
· направленность подростка на поддержание и развитие своего физического и психического здоровья, формирование здорового образа жизни.
· направленность подростка на установление и поддержание позитивных отношений в межличностных контактах, группах и коллективах.
· направленность подростка на развитие своих конструктивных и коррекцию своих деструктивных личностных качеств.
1.1. Актуальность программы
Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в социально-развивающих услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих подростков.
Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.
Одним из путей решения этой проблемы видится развитие лидерской позиции в подростковом возрасте, социализация подростка в современном обществе, а также организация ученического и общественного самоуправления в рамках деятельности общероссийской общегосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Для более точного определения стартовых возможностей подростка, для выявления его потенциальных задатков и способностей необходима хорошо организованная, целенаправленная, чётко структурированная деятельность, которая направлена на ознакомление ребёнка с возможными вариантами своего дальнейшего существования в социуме, своего собственного развития. Данную проблему может решить детское общественное объединение «Совет РДШ Осинского района» через организованную игровую, волонтерскую, социальную и проектную деятельность.
Первая ступень - 1 год обучения - Социальная проба.
Программа «Лидер, а что это значит». Первая ступень обучения направлена на понимание «кто такой лидер» и его значимости, на развитие лидерских качеств, коммуникативной компетентности, организаторских способностей, формирование умения совместного творчества, основ стратегического мышления: постановка цели, планирование, выбор средств и способов решения поставленных задач, поиск ресурсов, привлечение к сотрудничеству заинтересованных лиц, проявление настойчивости в достижении поставленной цели. Программа первого этапа рассчитана на младших подростков, которые предполагают заниматься общественной деятельностью в действующем объединении. Первый уровень предполагает формирование представлений об общественных объединениях и их деятельности, об основах организаторской деятельности. Особое внимание уделяется развитию мотивации участия в общественно-полезных делах, созданию условий для реализации увлечений и интересов с учётом возрастных потребностей в активной практической разнообразной деятельности.
Вторая ступень - 2 год обучения - КТД (коллективное творческое дело).
Программа второго года обучения «Школа организаторского мастерства». Имеет теоретическую подготовку в областях: организаторские технологии, игровые технологии, основы проектной деятельности. Практическая деятельность в общественном объединении предполагает профессиональную ориентацию подростков и строится как своеобразная «школа вожатых». На этом этапе в программу могут включатся и новые подростки, имеющие определённый опыт общественной деятельности. Новичкам даётся наставник из лидерского состава объединения, способный обеспечить продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Программа направлена на развитие организаторских и лидерских способностей (дисциплина, инициатива, умение общаться, иметь свою точку зрения и аргументировать ее, высокое чувство ответственности, эмпатии, толерантности).
Третья ступень – 3,4,5 год обучения - Социально-образовательный проект.
Программа ««Как вести за собой». Третья ступень обучения рассчитана на подростков старшего возраста, прошедших две ступени обучения, имеющих опыт деятельности в общественном объединении. Программа третьей ступени построена на расширении и углублении комплекса знаний об общественных объединениях, развитии организаторских умений. Этот этап освоения программы должен дать широкий социальный опыт волонтёрской деятельности, разнообразные общественные связи в сетевом взаимодействии объединений, владение технологиями социального проектирования. К проведению занятий, особенно вовлечению в реальную социальную практику, привлекаются лидеры объединения, проявившие высокий уровень социальных способностей (самостоятельное ведение «Школы вожатых»). Направлена на формирование активной жизненной позиции, нравственных и гражданских качеств у подростков, умения планировать свою деятельность и реализовывать проекты.
Сроки реализации программы
Год обучения |
Название курса |
Возраст детей |
Нормы наполняемости |
1-й |
«Лидер, а что это значит?» |
12-13 |
до 15 |
2-й |
«Основы организаторского мастерства» |
13-14 |
до 15 |
3-й |
«Как вести за собой» |
14-17 |
до 15 |
4-й |
«Как вести за собой» |
14-17 |
до 15 |
5-й |
«Как вести за собой» |
14-17 |
до 15 |