Материалы
Материалы
Руководитель: Мальцев Сергей Александрович
Дополнительная общеразвивающая программа:
"Рукопашный бой"
Срок реализации программы: 2 года
Возраст детей: 11-17 лет
Одним из самых эффективных, увлекательных, практично-полезных видов спорта является рукопашный бой, один из видов контактного единоборства, более близкий по духу и понятный россиянам для усвоения. Движение, чистый воздух (занятия проводятся в т.ч. и на свежем воздухе), физические и морально-психологические нагрузки, неформальное общение, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующее доброжелательное и уважительное отношение к ним – это именно то, что нужно для укрепления и формирования здорового организма ребёнка. Данная форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой, содержательной стороной жизни детей и способствует: укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, в последствии успешной социализации.
Цель
Создание условий для формирования, социальной адаптации и самореализации всесторонне развитой личности посредством изучения приёмов рукопашного боя, культуры российского единоборства.
Задачи
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих общеобразовательную программу по истории, биологии и физической подготовке;
- приобретение умений и навыков в укреплении здоровья своего организма, овладение приёмами рукопашного боя;
- приобретение специальных знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности, этики поведения в обществе, мирного урегулирования конфликтных ситуаций, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях.
В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке, умение вести себя в коллективе;
- гуманное отношение к окружающему миру.
В области физической подготовки:
- физическое совершенствование учащихся: развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных навыков, участие в соревнованиях, а так же в походах, слётах и других подобных мероприятий.
Данная программа адресована обучающимся 11-17 лет
Условия набора обучающихся в коллектив секции: принимаются все желающие при наличии заявления от законных представителей несовершеннолетнего и официального допуска (разрешения) медицинского работника образовательного учреждения.
Методы работы
1. Практический метод: отработка, в т.ч. самостоятельная, с выполнением различных приёмов, заданий.
2. Метод самореализации через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и т.п.
3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей.
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы
1. Проведение тренировочных занятий в спортивных залах и площадках.
2. Участие в спортивных соревнованиях, в т.ч. по рукопашному бою.
3. Участие в военно-спортивных играх.
4. Участие в туристических слётах.
5. Проведение показательных выступлений по рукопашному бою (по мере необходимости и актуальности потребности таких выступлений).
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание результатов тренировок осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии (тренировке). По мере накопления обучающимися знаний, навыков и опыта единоборства проводятся соревнования внутри учебных групп и между учебными группами, что является промежуточным контролем. Итоговый контроль осуществляется на соревнованиях по рукопашному бою, как минимум, на районном уровне, и далее на более высоких уровнях, но не ранее чем по истечению 2-х летнего обучения учащегося.
№ п/п |
Содержание |
Общее кол-во часов по разделу |
Кол-во часов по теме |
№ занятия (тренировки) |
1. |
Раздел 1: Самостраховка при падениях |
|||
2. |
Обучение кувыркам, перекатам, самостраховке при падениях вперёд, назад, набок. |
1 |
1 |
1 |
3. |
Раздел 2: Удары и защита от ударов |
|||
4. |
Удары рукой: прямой, сбоку, снизу, сверху, наотмашь. |
8 |
1 |
2 |
5. |
Защита от ударов рукой: подставки, уклоны и нырки, отскоки, отбивы. |
2 |
3 – 4 |
|
6. |
Удары ногой: прямой (вперёд, в пах, в сторону), боковой. |
1 |
5 |
|
7. |
Защита от ударов ногой: уклоны, отскоки, отбивы, встречный блок. |
2 |
6 – 7 |
|
8. |
Отработка приёмов раздела № 2. |
2 |
8 – 9 |
|
9. |
Раздел 3: Болевые приёмы |
|||
10. |
Загиб руки за спину сзади. |
9 |
1 |
10 |
11. |
Загиб руки за спину скручиванием внутрь сзади. |
|||
12. |
Загиб руки за спину «рывком». |
2 |
11 – 12 |
|
13. |
Загиб руки за спину «нырком». |
|||
14. |
Загиб руки за спину «замком». |
|||
15. |
Рычаг руки через предплечье, дожим кисти под ручку. |
1 |
13 |
|
16. |
Рычаг руки внутрь (стоя, лёжа). |
1 |
14 |
|
17. |
Рычаг руки наружу. |
1 |
15 |
|
18. |
Рычаг локтя через бедро (лёжа). |
1 |
16 |
|
19. |
Отработка приёмов раздела № 3. |
2 |
17 – 18 |
|
20. |
Отработка приёмов раздела № 2 и 3. |
3 |
3 |
19 – 21 |
21. |
Раздел 4: Удушающие приёмы |
|||
22. |
Удушающий приём плечом и предплечьем сзади (стоя, сидя). |
1 |
1 |
22 |
23. |
Раздел 5: Броски |
|||
24. |
Бросок с захватом ног сзади. |
9 |
1 |
23 |
25. |
Бросок через бедро. |
|||
26. |
Бросок-обхват с захватом ноги. |
1 |
24 |
|
27. |
Бросок через спину. |
|||
28. |
Задняя подножка. |
2 |
25 – 27 |
|
29. |
Передняя подножка. |
|||
30. |
Бросок с захватом ног спереди. |
2 |
28 – 30 |
|
31. |
Отработка приёмов разделов № 4 и № 5. |
|||
32. |
Итоговое контрольное занятие за 1 год |
3 |
31 – 33 |
|
33. |
Раздел 6: Освобождение от захватов и обхватов |
|||
34. |
Захваты за руки. |
7 |
1 |
34 |
35. |
Захваты за горло (одежду на груди). |
1 |
35 |
|
36. |
Обхваты за туловище. |
1 |
36 |
|
37. |
Захваты ноги (ног). |
1 |
37 |
|
38. |
Захваты горла (шеи) плечом и предплечьем сзади. |
1 |
38 |
|
39. |
Захваты горла (шеи) плечом и предплечьем сбоку. |
|||
40. |
Отработка приёмов раздела № 6. |
2 |
39 – 40 |
|
41. |
Раздел 7: Оружие |
|||
42. |
Защита от попыток изъять предмет (оружие) спереди, сзади, сбоку. |
6 |
1 |
41 |
43. |
Защита от угрозы оружием спереди, сзади, сбоку (с обезоруживанием). |
1 |
42 |
|
44. |
Пресечение действий вооружённого противника. |
2 |
43 – 44 |
|
45. |
Отработка приёмов раздела № 7. |
2 |
45 – 46 |
|
46. |
Раздел 8: Способы помощи (связывания) |
|||
47. |
При задержании, при захватах. |
6 |
2 |
47 – 48 |
48. |
От нанесения ударов. |
|||
49. |
При угрозе оружием. |
1 |
49 |
|
50. |
Способы связывания верёвкой, ремнём (стоя, лёжа). |
1 |
50 |
|
51. |
Отработка приёмов раздела № 8. |
2 |
51 – 52 |
|
52. |
Раздел 9: Защитные действия с использованием палки |
|||
53. |
От ударов рукой, ножом, предметом сверху, наотмашь, снизу, сбоку в лицо, шею, верхнюю часть туловища. |
6 |
1 |
53 |
54. |
От ударов рукой, ножом, предметом сверху, наотмашь, снизу, сбоку в нижнюю часть туловища. |
1 |
54 |
|
55. |
От удара ногой снизу, сбоку. |
2 |
55 – 56 |
|
56. |
От прямых ударов рукой, ногой. |
|||
57. |
Отработка приёмов раздела № 9. |
2 |
57 – 58 |
|
58. |
Раздел 10: Задержания удушающим захватом с помощью палки |
|||
59. |
Стоящего противника (в т.ч. скрестив руки). |
2 |
2 |
59 – 60 |
60. |
Сидящего противника. |
|||
61. |
Итоговое контрольное занятие (в т.ч. – спаринги) за 2 года. |
3 |
3 |
61 – 63 |