Материалы

Детское объединение"Арлекин"

Детское объединение"Арлекин"

Руководитель: 

Мелик-Еганова Ольга Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа: "Театральная страна"

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 8-10 лет

Цель: Создание возможностей творческого развития и раскрытия способностей детей,  приобщение   к культурным ценностям, к истокам народного творчества, воспитание всесторонне развитой личности.

Программа строится на основе изучения явлений природы и окружающего мира. Ребенок в игровой форме знакомится с самим собой и окружающим миром. Маленький человек, как правило, плохо знает себя. Это с одной стороны свойственно его возрасту, с другой - современный  окружающий    мир  плохо  готовит его  к самосознанию.

Задачи:

В развитии:

- развивать наблюдательность и внимание;

          - развить умение  сравнивать  и группировать предметы по их признакам (цвет, форма, величина).

В воспитании:

 - воспитать навык верной оценки своих поступков и поступков сверстников;

 - привить бережное отношение к окружающим вещам (театральные костюмы, реквизит, декорации и т. д.).

В обучении:

 - с помощью театральных игр, этюдов и упражнений совершенствовать двигательный аппарат воспитанников;

 - научить основам верного дыхания;

- научить «превращаться» в неодушевленные предметы

 - научить превращаться в одушевлённые предметы.

Программа является срочной. Рассчитана на 3 месяца. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов – 12.

1 этап- Ознакомительный. «Вся наша жизнь - игра».

2 этап- Основной. Мастерство актера.

3 этап- Итоговый.

Группы могут пополняться новыми учениками на всех этапах обучения. Наполняемость групп до 15  человек.

              Методы, формы и содержание театральных игр и тренингов, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели:
- погружают детей в присущую им атмосферу игры;
- развивают память, внимание, воображение, фантазию, творческое мышление;
- придают учебному процессу необходимые для ребят качества интересного, увлекательного и веселого труда.

Основные требования, которым я придерживаюсь в организации игр:
- Содержательность и разнообразие тематики игр на занятиях.
- Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации игр.
- Постоянное, ежедневное включение игр во все формы педагогического процесса.
-Последовательность и постепенное усложнение содержания тем и сюжетов, выбранных для игр, соответствующих возрасту и умению детей.
Проанализировав свою игровую деятельность на занятиях, я составила список игр, упражнений и тренингов, которые я использую на данном этапе своей педагогической деятельности.
Это развивающие игры и упражнения, которые включают в себя:
•Игровые упражнения на развития воображения и фантазии;

•Сценическое внимание и память;

•Речевые упражнения;

•Этюды;

•Игровые упражнения на сплочения коллектива;

•Игры- драматизации.

 

Игровые упражнения на развития воображения и фантазии
Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.
Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.


В результате реализации программы ребенок должен:

Знать:

- 2-3 стихотворения русских и зарубежных авторов;

- что такое театр, роль актера и режиссера в театре и другие театральные термины;

- как вести себя на занятиях, при просмотре спектакля и концертов;

- понятие: актер, режиссер, зал, сцена, спектакль, кулисы;

- приёмы верного дыхания.

Уметь:

-  иметь элементарные навыки сценической игры;

- «превращаться» в птиц, животных, насекомых, персонажей пьес, сказок;

- «прожить» кусочек жизни птицы, насекомого или животного;

- выполнять упражнения в присутствии постороннего человека;

- выполнять 2-Зпростейших физических действия, находясь на сцене.

Учебный план программы

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Мастерство актера:

Этюды:

-на овладение простыми физическими действиями (одиночные);

-тренинги на развитие воображения, памяти, фантазии;

-на одушевленные предметы;

-на не одушевленные предметы;

-бессловесные и словесные действия;

-азбука театра.

3

1

2

3

Сценическая речь:

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная и мимическая гимнастика;

-работа с текстом;

-разучивание стихотворений, скороговорок.

2

-

2

4

Пластика:

-движение каждой части тела отдельно;

-поза, жест;

-движение в пространстве;

-движения в предполагаемых обстоятельствах;

-движения и повадки животных;

2

1

1

5

Этика, эстетика:

-добро и зло;

-волшебные слова;

-красота вокруг нас;

-береги природу;

3

1

2

6

Итоговое занятие

1

-

1

9

Итого

12

4

8

 

Содержание  изучаемого курса

1. Вводное занятие

Теория. Презентация программы «Театральная страна».

Практика. Игры на знакомство.

2.Мастерство актёра

Теория. Знакомство с окружающим миром. Знакомство с понятиями: актер, режиссер, зал, сцена, спектакль, кулисы.

Практика. Игры на воображение, память и фантазию: «Садим деревья», «Сбор урожая», «Готовим еду» и т.д. Разыгрывание сюжета из окружающего мира: превращение в животного, птицу, дерево, цветок

3. Сценическая речь.

Теория: Знакомство с актерскими традициями. Правилами сценичкской речи. Правила русского языка.

Практика. Разминка. Упражнения на постановку верного дыхательного процесса. Артикуляционные упражнения. Речевые игры: скороговорки, стихотворения, сценки.

4. Пластика.

Теория. Определение понятий «пантомима», «пластика»

Практика. Разминка. Упражнения на координацию. Повадки животных.

Эстафеты и подвижные игры. Этюда на простые физические действия.

5. Этика и эстетика.

Теория. Определение понятий «этика», «эстетика», «культура». Правила поведения в театре.

Практика. Разыгрывание сценок: чуткое отношение человека к человеку; бережное отношение человека к природе; различия добра и зла;

бережное отношение к окружающим вещам.

6. Итоговое занятие. Литературно музыкальная композиция, посвященная Дню защитника отечества.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методической   особенностью обучения   в программе является личностная ориентированная технология обучения, т.е.  используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

Используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы,  показ   педагога, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности );

- практический (упражнения, этюды).

2. По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной терминологией, через игры, упражнения, этюды;

- применение знаний через моделирование игровых ситуаций;

- закрепление через разыгрывание игровых ситуаций;

- проверка результатов обучения через показательные занятия, комплексные занятия-праздники.

3. По характеру деятельности:

- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

 В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы:           

- исключения - умение  обнаружить  и  устранить  внутренние препятствия;

- физического действия - выстраивание этюдов на основе простых физических действий;

2. Принципы

- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов;

- систематичности,   последовательности - обучение   ведется   от простейших упражнений и этюдов к более сложным через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

- гуманизации - дает возможность знакомства с общечеловеческими и историческими ценностями, беречь их и сохранять;

   - детоцентризма - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного  процесса путем  формирования  партнерских отношений в группе: взаимному уважению.

Организационные формы:

·   Коллективная  эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.

·   Индивидуальная — выполнения задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

Форма педагогической деятельности — учебное занятие.

Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

Функции педагога при групповой работе:

1. контролирует;

2. отвечает на вопросы;

3. регулирует споры;

4. даёт направление творческой деятельности.

Работая с младшими школьниками, следует помнить об особенностях восприятия детей этого возраста: быстрая утомляемость, рассеянное внимание, неспособность к длительной концентрации на одном и том же действии, явлении. Поэтому, занятия с малышами длятся не более 45 мин, с последующим обязательным перерывом.

При входе воспитанников в класс педагогу необходимо в самом начале занятия сконцентрировать их внимание для того, чтобы в дальнейшем быть услышанным детьми. Сделать это можно с помощью упражнения на внимание «Поймай хлопок», или с помощью простого диалога на любую тему.

В ходе урока необходимо постоянно чередовать упражнения по виду деятельности и степени активности: таким образом,  предупреждается преждевременная утомляемость и, кроме того, воспитанники приучаются к быстрому переключению внимания.

На протяжении всего учебного процесса педагогу следует всеми силами избегать того, чтобы быть скучным, пассивным, безликим учителем. Дети желают видеть перед собой экспрессивного, в меру весёлого и строгого педагога-актёра, который способен превратить каждый урок в увлекательную сказку. Именно таким педагогам дети платят огромной любовью и высокой результативностью.

Перед педагогом стоит нелёгкая задача – из разрозненных детей с разными психическими и физиологическими особенностями, из, зачастую уже в таком раннем возрасте эгоцентричных индивидуальностей, создать  на своих занятиях доброжелательный коллектив, в котором эти индивидуальности смогут самовыражаться не в ущерб окружающим. Создание творческой доброжелательной обстановки – это очень важный момент, который ни в коем случае нельзя упускать из вида на протяжении всего процесса обучения.

В работе с детьми дошкольного возраста неотъемлемым качеством педагога-воспитателя является гибкость. Невозможно во главу угла ставить строгое, безвариативное выполнение поставленных целей. В любой момент, в зависимости от настроя детей и степени восприятия ими того или иного материала, педагог должен быть готов изменить направление или вид деятельности, вернуться к уже знакомому материалу, чтобы не нарушить комфортного самоощущения ребёнка на занятиях по мастерству актёра.

Важно, что бы педагог на своих занятиях всячески поощрял самостоятельные решения воспитанников, творческие находки, необычные решения.

Педагогу необходимо учитывать разную степень усвоения материала, решая эти вопросы с помощью с помощью заданий, соответствующих возрастным и психологическим особенностям каждого ребёнка.

В конце каждого занятия педагог должен сделать выводы, подвести итоги. Педагог должен постараться в каждой детской работе найти положительные моменты, мягко указать на наиболее часто повторяющиеся ошибки, отметить лучшие работы, т.е. вносить в работу соревновательный элемент.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 

Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе «Театральная страна»:

Знают:

- 2-3 стихотворения русских и зарубежных авторов;

- что такое театр, роль актера и режиссера в театре и другие театральные термины;

- правила поведения в театре;

- театральные понятия и термины: актер, режиссер, зал, сцена, спектакль, кулисы и другое;

- овладели приёмами верного дыхания.

Умеют:

-  элементарные навыки сценической игры;

- «превращаться» в птиц, животных, насекомых, персонажей пьес, сказок;

- «проживают» кусочки  жизни птицы, насекомого или животного;

- выполнять упражнения пантомимой, мимикой;

- выполнять 2-Зпростейших физических действия, находясь на сцене;

- раскрепощенно держаться во время выступления;

- ярко выражать свои сценические эмоции.

 

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

·         светлое, просторное репетиционное помещение;

·         театральный зал с полностью оборудованной сценой;

·         наличие музыкальной аппаратуры;

·         наличие методических пособий;

·         наличие костюмов;

·         стулья;

·         возможности для документальной видео и фото съемки.

Литература для педагога:

1.    Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М.2006;

2.    Ершов П.М. «Режиссура, как практическая психология» М.1997;

3.    Гиппиус С.В. « Гимнастика чувств» М.1987;

4.    Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» Ст.П.2007;

5.    Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю»М. 2005;

6.    Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» М.1980;

7.    Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» М.1989.

Литература для родителей и детей:

1.    Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребёнка» М. 2001;

2.    Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» М. 2000;

3.    Мирошникова Л. «Выручалочка» Кр. 2000;

4.    Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок» М.1999;

5.    Гайдаренко Е.П. «Нескучная энциклопедия. Игры, забавы, развлечения  для детей и взрослых» М. 1998 ;

6.    Сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки.